Information
Equipo Nizkor
        Bookshop | Donate
Derechos | Equipo Nizkor       

01июнь16

English


Взгляд с Запада: Русофобия сродни антисемитизму


Ненависть к русским имеет столь же давние корни, как и антисемитизм. Во всяком случае, со времен Карла Великого Запад отчаянно "любит ненавидеть Россию". Прелюбопытный взгляд на русофобию изнутри Запада. Инсайдерcкая информация от известной персоны на вечную проблему взаимоотношений нашей Отчизны с Европой и Соединенными Штатами Америки.

"Запад - Россия: Тысячелетняя война"

В мае 2015 года женевское издательство Editions des Syrtes выпустило в свет бестселлер известного журналиста и писателя Ги Меттана "Запад — Россия: Тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса".

Выражение "выпустило бестселлер" — в данном случае означает, что тираж в 3000 экземпляров на французском языке был раскуплен мгновенно. Эффект разорвавшейся бомбы — это слишком слабое сравнение для описания резонанса, вызванного этой работой маститого журналиста (подробнее о 59-летнем Ги Меттане и его книге можно узнать в конце данной заметки).

Хотя, как признается сам автор, "во Франции первоначально попытались сделать вид, что эту книгу не заметили". В Швейцарии, на родине Меттана, "наоборот, отнеслись к ней с большим интересом, в том числе и крупнейшие СМИ".

"Эта книга является одновременно результатом многолетнего профессионального опыта и реакцией на украинский кризис 2014 года", — пишет в предисловии автор. Выступая на пресс-конференции, посвященной русскому изданию его книги, Ги Меттан отметил: "Западу всегда был и будет нужен "враг у ворот".

Русофобия хороша для того, чтобы умело манипулировать общественным мнением для достижения своих собственных государственных, экономических и геополитических целей. Иногда они даже не имеют прямого отношения к России. И подобное поведение продолжается уже несколько тысячелетий, начиная со времен падения Византии и переноса центра Православия на русскую землю.

Моей целью было показать примеры предвзятости суждений Запада о России и призвать собратьев по перу в разных странах к соблюдению журналистских норм и объективности оценок при анализе событий, происходящих в России".

"Угол не такой, каким его описывают, а такой, каков он есть на самом деле"

Автор послесловия к книге, профессор Алексей Кожемяков по этому случаю вспомнил французскую поговорку: "Говоря об искаженной интерпретации западными СМИ российской действительности, хочется вспомнить следующее французское изречение о том, что угол не такой, каким его описывают, а такой, каков он есть на самом деле".

Несмотря на утверждение автора, что "критика недостойной политики Запада вовсе не равносильна оправданию промахов России" и "не подразумевает никаких восторгов по отношению к путинскому режиму", судьба книги на Западе не представляется простой. Меттан посетовал, как трудно найти издателя для английско- и немецкоязычного читателя, как крупнейшие масс-медиа стараются обойти её молчанием, отсутствует конструктивная критика основных тезисов данной работы.

Это подметил, среди прочих, и автор предисловия к русскому переводу В. Познер: "Книга господина Меттана представляет собой серьезное и аргументированное журналистское расследование, с фактами которого не поспоришь".

Не таким уж надуманным кажется авторский тезис о сходстве травли на протяжении всей истории евреев и длительная ненависть к русским. "В сущности, русофобия сродни антисемитизму — хотя, разумеется, это далеко не одно и то же, — подчеркивает Ги Меттан. — Как и антисемитизм, русофобия не является временным явлением, связанным с определенными историческими событиями. Как и антисемитизм, она коренится прежде всего в мозгу, независимо от того, как на самом деле ведет себя объект неприязни.

Как и антисемитизм, русофобия стремится возвести в принцип отдельные негативные свойства предмета ненависти — в нашем случае, такие как варварство, деспотизм, территориальная экспансия".

Возвращаясь к истории

Критиканы-русофобы разных национальностей набросились на Ги Меттана: "Какая могла существовать русофобия при Карле Великом, когда в девятом веке не было еще и самой России?" На это швейцарский интеллектуал с достоинством ответил горлопанам, что коронованный император Запада (800 год) Шарлемань (Charlemagne — так Карл Великий звучит на французском) разорвал отношения с Византией, чьей преемницей стала Россия.

Излагая краткую историю русофобии, исследователь не мог пройти мимо Великого церковного раскола 1054 года, у истоков которого и оказался бородатый Карл.

Обращаясь к замужеству утонченной и образованной Анны — дочери киевского князя Ярослава Мудрого - обвенчанной в Реймсе с неграмотным французским королем Генрихом I, автор делает вывод, что до Схизмы, "до 1054 года, европейские монархи не питали предубеждений против России".

По мнению некоторой части читающей публики, Ги Меттан из неопровержимых доводов делает порой спорные выводы. Однако он же и задается неразрешимыми вопросами: "До сих пор сложно установить, какую роль в возникновении конфликта сыграла религия, а какую — политика?"

А что можно возразить на такой вывод: "С высоты XXI века причины раскола могут показаться пустыми и ничтожными. Однако если допустить, что в Средневековье религия была важнейшим инструментом "мягкой силы", удастся лучше понять значимость противостояния восточного и западного христианства, Византии и Священной Римской империи"?

Западная историография

"Во всем, что касается Востока и России, западная историография врет не краснея", — заключает Ги Меттан.

Особенно интересны главы его книги, подробно и по отдельности рассказывающие о происхождении и генезисе французской, английской, немецкой и американской русофобии.

Если "Франция сыграла ключевую роль в формировании мировой русофобии, положив в ее основу две идеи: миф об экспансионизме и миф об азиатском деспотизме", то американская русофобия, которая "в своем неприятии России и всего русского" переплюнула всех своих предшественников, "опирается на динамический синтез либерально-демократической французской, империалистической английской и немецкой русофобии".

Самая молодая — с 1945 года — американская русофобия ловко оседлала "разработанную нацистами технику массовой пропаганды и идеологический мотив борьбы с могучим противником — советским большевизмом", вкупе с французским словоблудием о свободе, демократии и правах человека.

При этом цели остались вполне англосаксонские: "владычество на море и выход на основные континентальные рынки, а также стратегию: военное превосходство благодаря бюджету армии, который превосходит оборонные расходы всех остальных стран мира вместе взятых, и контроль средств связи путем перманентной мобилизации ресурсов 'мягкой силы'".

Русофобия нашего времени

"Во время первого срока Бориса Ельцина, с 1992 по 1996 год, события развивались по предсказуемому сценарию, — отмечает Ги Меттан. — Экономическая шоковая терапия, навязанная идеологами МВФ, в частности Джеффри Саксом, насаждала в разоренной России свободу неолиберального толка. Приватизация позволила горстке грабителей присвоить национальные богатства под предлогом перехода к капитализму, в то время как западные СМИ аплодировали Ельцину, приказавшему стрелять из танков по законно избранному парламенту.

Но все изменилось в январе 1996 года, когда Ельцин, признав несостоятельность заимствованной модели, включил в правительство по-настоящему преданных патриотов, а чуть позже назначил премьером бывшего министра иностранных дел Евгения Примакова. С этого момента американская антироссийская пропаганда вновь расцвела пышным цветом, взяв на вооружение старые темы и прежнюю идеологию, но обратив их против новой России".

Новый виток травли России пришелся на 2003 год. Ги Меттан в этой связи отмечает два аспекта: международный (отказ признать борьбой с терроризмом вторжение в Ирак под надуманным предлогом наличия оружия массового поражения у Саддама Хусейна) и внутрироссийский (арест олигарха Михаила Ходорковского непосредственно перед продажей контрольного пакета акций нефтяной компании ЮКОС техасской корпорации "ЭксонМобил").

Об авторе

Швейцарский общественно-политический деятель и журналист, главный редактор и директор газеты Tribune de Genève, исполнительный директор Швейцарского клуба прессы (CSP), депутат Большого Совета (парламента) кантона Женева от центристской Христианско-демократической партии (PDC), президент Торгово-промышленной палаты Швейцария — Россия и страны СНГ, колумнист и автор нескольких книг Ги Меттан написал более чем 450-страничный труд под названием "Запад — Россия: Тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса.

Почему мы так любим ненавидеть Россию?" (Guy Mettan. Russie-Occident: une guerre de mille ans. La russophobie de Charlemagne à la crise ukrainienne. Pourquoi nous aimons tant détester la Russie?). Предисловие к русскому изданию написал Владимир Познер, а послесловие — профессор, д. ю.н. Алексей Кожемяков.

Ги Меттан подчеркнул, что не собирается зарабатывать на издании книги. Будучи гражданином России, вырастив в своей семье взятую из детдома русскую девочку Оксану, весь свой гонорар писатель отдаст в российские благотворительные организации.

О книге

Помимо французского оригинала эта книга была издана на итальянском, русском, сербском и китайском языках. По словам автора, ведутся переговоры об издании данного труда на английском и немецком языках, но по понятным причинам до настоящего времени это пока не удалось сделать.

В России эту книгу выпустило в свет издательство Paulsen, которое специализируется на выпуске научной, научно-популярной и художественной литературы, посвященной Северным регионам, Арктике и Антарктике.

Выступая перед журналистами, генеральный директор издательства "Паулсен" Раиса Неяглова-Колосова сказала, что книга Ги Меттана "Запад-Россия: тысячелетняя война" будет представлена на Петербургском экономическом форуме в июне этого года. Но уже с конца мая российские читатели могут купить книгу во всех крупных сетевых книжных магазинах, а также через книжные интернет-порталы.

[Источник: Игорь Буккер, Правда.Ру, Москва, 01июнь16]

Bookshop Donate Radio Nizkor

Russian Affairs
small logoThis document has been published on 02Jun16 by the Equipo Nizkor and Derechos Human Rights. In accordance with Title 17 U.S.C. Section 107, this material is distributed without profit to those who have expressed a prior interest in receiving the included information for research and educational purposes.